Мир танков и морского флота
Боевое отделение и башня танка
Боевое отделение и башня занимают среднюю часть танка. В сварной башне установлена 120-мм нарезная пушка L-l 1А5. По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен», пушка «Челленджера» имеет более короткий ствол. Более короткий ствол облегчает стабилизацию орудия при движении.
Применение в конструкции модернизированной пушки новой стали, полученной методом электрошлакового переплава, позволило повысить максимальное давление в канале ствола с 610 до 630 МПа (6200-6400 кгс/кв. см) и. несмотря на уменьшенную длину ствола. начальная скорость снаряда осталась прежней. Изменениям подвергся полуавтоматический затвор орудия с целью улучшения обтюрации, примерно на половине длины ствола установлен экстрактор пороховых газов. Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжения размещается в отделении управления и в боевом отделении, 14 первых выстрелов находятся в карусельном магазине.
Воспламенение заряда — электрическое. «Челлепджер I» Мк 2, командирский пшик штаба полка, 14/20 Королевский гусарский полк, 4-и бронетанковой бригады 1-й британской бронетанковой дивизии, Кувейтt 28 февраля 1991 г. (машина подполковника Майка Вайкири). Традиционно пшики командиров 14/20 Королевского гусарского полка получали собственное имя «EMPEROR» Традиция восходит еще к 1813 г., когда в битве при Вит тори и 14-й полк легких драгун захватил карету короля Жозефа Бонапарта. Среди захваченных трофеев была серебряная утварь, в том числе — ночной горшок Его Величества.
Как следствие полк прозвали «Хранители горшка», хотя на самом деле драгуны называли себя «The Howks» — ястребы. Ночной горшок хранился в полку, со временем он превратился в «кубок любви», в особо торжественных случаях па офицерских застольях горшок наполнялся шампанским. Танк «EMPEROR» с регистрационным номером 36КА34 был одной из немногих машин марки Мк 2 на театре военных действий, на которых до начала войны не была установлена динамическая броня (Armoured Charge Bins, АС В).
Экипаж и условия обитаемости
Первоначально по штату команда катера составляла пять членов экипажа, но достаточно быстро, после усиления вооружения её численность увеличилась до семи-восьми человек. Необходимо отметить, что на борту своего корабля они жили поистине в спартанских условиях.
Поскольку катера имели небольшие размеры и не предназначались для продолжительных автономных действий на большом удалении от базы, бытовых удобств на них проектом не предусматривалось — отсутствовали как камбуз, так и гальюн. Горячую пищу экипаж брал с базы в термосах, в особых случаях выдавался сухой паёк. Вода, как питьевая, так и для охлаждения пулемёта, хранилась на борту в нескольких канистрах.
В случае нужды, если не удавалось пристать к берегу, пользовались специальным «выносным» ведром. На дозорных бронекатерах также отсутствовали системы отопления, так как на зиму их должны были поднимать на берег для ремонта и устранения повреждений, и принудительной вентиляции боевого отделения. Последнее делало службу на них крайне тяжёлой.
В боевой обстановке входную дверь и башенный люк приходилось держать закрытыми, поэтому приток свежего воздуха в рубку шёл только через три небольшие смотровые щели в её переднем листе (которые к тому же закрывались подвесными броневыми ставнями), через которые велось наблюдение командиром и рулевым за рекой и полем боя, и пулемётную амбразуру в башне. При работающем двигателе, который обильно выделял пары бензина и масла, и ведущем огонь «Максиме», наполняющем боевое отделение удушливыми пороховыми газами, находиться там продолжительное время удавалось не всякому.
В этом отношении ратный труд катерников мало чем отличался от «прелестей» жизни экипажей первых танков. В повседневной жизни люк и дверь обычно держали открытыми. Окраска. Надводную часть катеров красили в серый цвет различных интенсивности и оттенков. Ниже ватерлинии, которую, как и номер, наносили белым цветом, корпуса были красными.