Защита прав международный арбитраж
Защита прав международный арбитраж
Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) является одним из ключевых международных соглашений, на которых основано энергетическое сотрудничество в Европе. Россия подписала ДЭХ в 1994 году, но до сих пор не ратифицировала его, несмотря на немалое давление со стороны стран Евросоюза. Официально Россия поддерживает большинство положений ДЭХ, целью которого является развитие открытого и конкурентного энергетического рынка в Европе, но считает, что некоторые статьи ДЭХ, касающиеся, в основном, транзита энергии и торговли ядерными материалами, несправедливы по отношению к России. Проект закона о ратификации ДЭХ лежит в Комитете Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи с 1996 года, но на саммите Большой Восьмёрки в 2006 г. Россия в очередной раз подтвердила, что не будет ратифицировать ДЭХ в его нынешней форме.
Казалось бы, на этом вопрос о вступлении в силу этого договора для России на данный момент исчерпан. На самом же деле, ситуация обстоит гораздо сложнее, и возможно, что ратификация договора не является ключевым моментом. Согласно статье 45 ДЭХ, стороны подписавшие договор (включая Россию) обязываются применять его положения на временной основе до ратификации, настолько насколько это возможно в рамках существующих в стране законов. При этом необходимо заметить, что кроме вышеупомянутых пунктов касающихся транзита и торговли, ДЭХ включает в себя немало других конкретных обязательств касающихся, например, защиты прав иностранных инвесторов в энергетике. Статьи с 10 по 14 содержат список прав, которые государство не должно ущемлять, а статья 26 даёт инвесторам стран ДЭХ возможность защищать эти права через международный арбитраж.
В 2007 году международный арбитражный суд впервые рассмотрел вопрос о том, можно ли привлечь страну к ответственности за нарушение инвестиционных гарантий ДЭХ в период временного применения. Ответ — да, по крайней мере, в конкретной ситуации, рассматриваемой судом. Хотя решение было принято в рамках процесса «Кардассопулос против Грузии» и не имеет прямого отношения к России, оно даёт серьёзные основания полагать, что аналогичное решение может быть принято и в отношении обязательств России.
Впрочем, гадать, очень долго не придётся. Уже в 2008 году пройдут слушания в международных арбитражных процессах возбуждённых акционерами ЮКОСа против России. Хотя эти процессы и конфиденциальны, известно, что сумма исков исчисляется десятками миллиардов долларов и что иски основаны именно на теории временного применения ДЭХ.
По мнению авторов, возможное решение суда о применении ДЭХ на территории России нельзя отмести как грубую попытку затащить Россию в международное соглашение против её воли. В то же время, принудительное применение договора без ратификации его Россией заставляет задуматься о смысле ратификации в данной ситуации. Во всякомслучае, решение может поставить Россию в довольно невыгодную ситуацию в отношении к иностранным инвестициям. С одной стороны, отсутствие ратификации ДЭХ является барьером для привлечения инвестиций, так как потенциальные инвесторы в сфере энергетики не могут быть уверены, что их права в России будут защищены. С другой стороны, существует реальный риск, что Россия может быть привлечена к материальной ответственности за нарушения ДЭХ через международный инвестиционный арбитраж.
информация с сайта best-jurist.ru