Исторические этапы становления человека и эволюция рыб, наглядная демонстрация общностипринципов
Идея эволюции
Идея эволюции родилась и развивалась в силу необходимости объяснить наблюдаемое разнообразие живых организмов, и эволюция понималась как изменения признаков, прежде всего морфологических, в чреде поколений.
Не случайно Дарвину основная задача виделась в том, чтобы понять, как происходят виды, т. е. группы организмов, различных по строению и образу жизни. С возникновением генетики появилась возможность глубже вникнуть в суть изменений признаков, но исследования разнообразия признаков фенотипов не утратили смысла и значения.
Исследования фенетического разнообразия обнаружили ситуации, требующие эволюционно-генетических интерпретаций, и в ходе этих исследований проверялись эволюционно-генетические гипотезы. Само возникновение популяционной генетики было непосредственно обусловлено тем, что в области, которую мы сейчас назвали бы популяционной морфологией (Яблоков, 1976), накопилось множество данных, требовавших генетической интерпретации.
Таким образом, изучение разнообразия морфологических и других признаков фенотипов было и остается одной из главных задач эволюционной биологии, и решение этой задачи составляет необходимое условие дальнейшего проникновения в суть эволюционного процесса, вскрытия его механизмов. «Решение» в данном случае следует понимать не как некий окончательный результат, но как процесс познания положения дел в природе.
Непосредственное изучение изменений признаков фенотипов во времени на основе анализа ископаемых остатков является задачей палеонтологии, но палеонтологический материал лишь в исключительных случаях позволяет проследить начальные этапы эволюционной дивергенции, составить представления о процессах, которые называют микроэволюционными и противопоставляют макроэволюционным. Более того, как писал Дж. Г. Симпсон, «если термином «макроэволюция» обозначать возникновение таксономических групп, стоящих у нижнего порога или на пороге генетической прерывистости (виды и роды), то эволюцию крупных масштабов, которую изучают палеонтологи, можно назвать «мегаэволюцией».
Читать статью
Зафиксированные факты
Зафиксированные факты повторяемости перекрывания лошадей сохатыми, сохатых быками, быков лошадьми и т. д. свидетельствуют в пользу одновременности их создания, т. е. создания в одну эпоху, что подтверждается единством стиля этих изображений». После такой посылки совершенно алогичным звучит вывод, который делают авторы далее: «На Шалаболинских скалах есть случаи перекрывания ранних изображений рисунками окуневского времени. Именно поэтому можно говорить о доокуневских композициях, широко представленных на Шалаболинских скалах». Действительно, с одной стороны, авторы пишут о том, что многократное перекрытие ещё не говорит о существенной хронологической разнице рисунков, с другой — тут же разделяют их на окуневские и доокуневские.
Беда в том, что авторы не учитывают, что окуневские изображения наносились и краской, и выбивкой, и граффити, причём сочетания этих различных способов исполнения рисунка нередко встречаются на одних композициях и одних рисунках!. Достаточно вариабельны и персонажи наскальных изображений окуневской культуры, где присутствуют рисунки как домашних, так и диких животных.
Если же мы посмотрим на рассматриваемые Б. Н. Пяткиным и А. И. Мартыновым комплексы с точки зрения отмеченных выше нами стилистических особенностей, характерных только для окуневского искусства, то мы увидим, что и на камне 74, и на камне 102 изображения быков имеют рога, нарисованные в типичной для данной культуры манере. За это говорит и статичность позы изображенных животных. Кстати сказать, М. П. Грязнов считал изображения быков Шалаболина окуневски-ми.
К этой же точке зрения присоединялся А. А. Формозов. Дополнительные аргументы высказываемого нами предположения мы находим в монографии Я. А. Шера, где собраны случаи, взятые из петроглифов Енисея. Там быки изображены, по нашему мнению, с характерными для окуневского искусства особенностями, перекрыты изображениями лосей, выполненных в ангарском стиле. Причем туловище одного из быков изображено в скелетной манере, что сближает его с быком второй Турочакской писаницы.
Первоисточник